ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХСЛУШАНИЯХ
1. Общие положения.
1.1. Общественные слушания это:
- консультативная форма непосредственного участия граждан в управлении
на территории;
- подготовленное и проведенное в соответствии с данным Положением
собрание граждан, на которое приглашены представители органов власти
и СМИ, и на котором приведены факты и высказаны мнения по обсуждаемой
проблеме и рассмотрены рекомендации для органов власти по ее решению.
1.2. Целью общественных слушаний является:
- информирование граждан, СМИ и представителей органов власти о фактах
и мнениях по обсуждаемым проблемам;
- влияние на формирование общественного мнения по обсуждаемой проблеме;
- влияние на действия граждан и организаций по обсуждаемой проблеме;
- влияния на решения органов власти по обсуждаемой проблеме.
1.3. Темой обсуждения на общественных слушаниях могут быть любые проблемы,
которые затрагивают граждан и организации на территории, и решение
которых находится в компетенции органов власти территории. Вопросы
бюджетного процесса могут обсуждаться на любом его этапе.
1.4. Общественные слушания организует Оргкомитет, учрежденный группой
граждан и организаций, согласовавших его состав, тему и задачи слушаний.
Регламент Оргкомитета
Решения принимаются на заседании Оргкомитета простым большинством
при открытом голосовании и кворуме в 2/3 состава. Члены Оргкомитета
равны; они вправе без согласования сообщить факты, высказать мнение
и предложения один раз по любому обсуждаемому вопросу (до 5 минут),
каждый имеет 1 голос. На заседаниях Оргкомитета присутствуют с правом
совещательного голоса приглашенные по его решению лица. Необходимые
для работы Оргкомитета и проведения слушаний ответственные и должностные
лица назначаются решением Оргкомитета. Кооптация новых членов осуществляется
путем голосования более 2/3 состава Оргкомитета.
1.5. Все обеспечение подготовки и проведения слушаний осуществляется
путем добровольного безвозмездного предоставления Оргкомитету ресурсов
гражданами, организациями и органами власти.
1.6. Подготовка и проведение общественных слушаний осуществляется
Оргкомитетом в соответствии с действующим законодательством, настоящим
Положением и согласованными учредителями темой и задачами на основе
партнерских отношений с гражданами, организациями, СМИ и органами
власти.
Основные принципы общественных слушаний:
" Привлечение квалифицированных экспертов;
" Обеспечение независимого анализа проблем;
" Концентрация на сопоставлении в первую очередь проверенных
фактов;
" Обсуждение проблем в период ранней стадии их рассмотрения органами
власти;
" Обеспечение представительства на слушаниях и информирования
об их итогах всем заинтересованным в их теме общественным группам;
" Обеспечение присутствия на слушаниях и информирования об их
итогах представителей органов власти, в компетенцию которых входит
решение обсуждаемых проблем.
" вынесение на обсуждение альтернативных мнений и проектов;
1.7. К участию в общественных слушаниях приглашаются и информируются
об их итогах все заинтересованные в их теме общественные группы, СМИ
и представителей органов власти, в компетенцию которых входит решение
обсуждаемых проблем. Итоговая информация предоставляется всем желающим.
2. Подготовка общественных слушаний
2.1. Решением Оргкомитета утверждается тема слушаний.
2.2. Оргкомитет привлекает к подготовке партнеров из общественных
и иных организаций, органов власти и СМИ, экспертов и иных лиц.
Предварительная подготовка и привлечение партнеров
Оргкомитет четко формулирует и согласует общие цели, задачи, формы
и методы работы, а также ожидаемые результаты.
Определяются целевые группы, для воздействия на которые проводятся
слушания.
Намечаются потенциально заинтересованные в теме и в слушаниях потенциальные
партнеры (в дополнение к учредителям), среди которых обязательно соответствующие
органы власти и их представители.
Согласуется предварительный список наличных ресурсов (в т.ч. кадры
организаторов и экспертов, оргтехника, средства связи, помещения для
подготовки и варианты помещений для проведения слушаний и т.п.), а
также планы по увеличению ресурсов и требования к ним.
Прорабатываются: предварительные темы основных докладов, разделов
слушаний и, соответственно, вариантов итоговых материалов; предварительные
кандидатуры основных докладчиков и выступающих; предварительные варианты
программы, сроков и места проведения, принципов приглашения партнеров
и участников, плана подготовки с ответственными; тексты обращений
и уполномоченные на переговоры с потенциальными партнерами (представителями
органов власти, СМИ и других организаций).
На основе принятых предварительных решений и материалов уполномоченными
проводятся предварительные переговоры об участии в подготовке, обеспечении
и проведении общественных слушаний с соответствующими потенциальными
партнерами, уточняется их позиция и условия сотрудничества, суммируются
предложения.
Оргкомитет заслушивает отчет уполномоченных и ответственных, принимает
предварительные решения по предложенным условиям сотрудничества и
предложениям, а также по новым текстам обращений и по уполномоченным.
Проводятся окончательные переговоры.
Оргкомитет рассматривает и утверждает окончательный состав партнеров,
условия сотрудничества с ними и список ресурсов. Решается вопрос о
формах включения партнеров в работу Оргкомитета (вплоть до кооптации
в его состав).
2.3. Решением Оргкомитета окончательно утверждаются:
- название слушаний (по согласованной теме);
- темы основных докладов (разделов слушаний);
- проект программы;
- дата, время и место проведения;
- принципы приглашения участников;
- план подготовки, обеспечения, проведения и итогов общественных слушаний
с указанием источников ресурсов и ответственных;
- тексты приглашений всем участникам, в т.ч. представителям органов
власти и СМИ;
- анонсирующее сообщение для прессы
- по возможности, размещение предварительных материалов в Internet.
2.4. На основе принятых решений и материалов Оргкомитет готовит доклады
и основные выступления, итоговые материалы, информирует и приглашает
участников, власти и СМИ, готовит помещения, реализует имеющиеся у
него и его партнеров возможности информировать граждан и их организации
о предстоящих слушаниях.
2.5. Оргкомитет и его партнеры стремится обеспечить принятие решений
и действия органов власти и их представителей по содействию в подготовке
и проведении слушаний (в т.ч. путем предоставления помещения с высоким
статусом* и информировании о предстоящих слушаниях граждан), а также
участии в них представителей высокого ранга** и готовности к рассмотрению
их итогов на предмет учета в решениях и действиях органов власти.
Помещение* и прием участников
Ответственные Оргкомитета совместно с хозяевами помещения обеспечивают
проход участников и регистрацию их в помещении, выделенном для слушаний;
вручение проекта итогового документа и раздаточных материалов (включая
сведения об учредителях и их партнерах, программу и временной регламент);
запись на выступления в прениях; обеспечивают (возможно) в помещении
действие микрофонов, аудио-, видео-записи и стенографирования (только
для получивших у ведущего слов докладчиков, выступающих, задающих
вопросы и дающих справки), а также общественной безопасности и соблюдения
порядка.
Ответственные за СМИ регистрируют их представителей, обеспечивают
материалами, условиями для работы, в т.ч. интервью с организаторами,
докладчиками, участниками и представителями органов власти.
Часть мест в зале отмечается табличками как закрепленная за Оргкомитетом
(в т.ч. для размещения ведущего, докладчиков и т.п.).
2.6. Оргкомитет утверждает ведущего и его заместителя, программу
и временной регламент, раздаточные материалы и проект итогового документа
слушаний.
3. Проведение общественных слушаний
3.1. Оргкомитет обеспечивает готовность помещения, прием участников,
представителей властей и СМИ.
3.2. Назначенный Оргкомитетом ведущий (а в случае необходимости -
его заместитель), поздоровавшись и представившись, открывает и ведет
слушания, следит за соблюдением программы, временного регламента и
порядком в зале.
Ведущий слушаний
Все доклады, вопросы, ответы, любые выступления делаются только по
его предложению или с его разрешения. За 30 секунд до истечения срока
выступления он предупреждает выступающего словами "осталось 30
секунд", по истечении срока - прерывает выступление и передает
слово следующему. Его краткие замечания посвящены только обеспечению,
по необходимости, соблюдения программы и временного регламента.
3.3. При открытии слушаний ведущие кратко информирует о теме и названии
слушаний, учредителях, Оргкомитете и его партнерах по организации
слушаний, о составе участников, программе, временном регламенте и
порядке слушаний.
Временной регламент
Как правило, по регламенту отводится на доклады - от 10 до 20 минут;
на выступления для приветствия** или по предварительной записи в прениях
- от 3 до 5 минут; на задание вопроса, ответ, справку и выступления
в прениях без записи в порядке "живой очереди" - 1-2 минуты;
общее время слушаний - от 1,5 до 3 часов, перерыв через 1,5 часа работы
на 10-15 минут. Как правило, краткие (до 1 страницы) предложения по
теме слушаний выступивших прилагаются (как мнение авторов) к материалам
слушаний и затем распространяются вместе с ними.
3.4. Ведущий, в соответствии с программой предоставляет слово докладчикам,
основным выступающим, предварительно записавшимся на выступления в
прениях, организует (в рамках выделенного в программе времени) процедуру
справок, ответов на вопросы по каждому докладу и, по возможности,
каждому такому выступлению в прениях.
3.5. При наличии времени ведущий организует выступления в прениях
без записи в порядке "живой очереди" (без вопросов, справок
и комментариев к ним).
3.6. При необходимости ведущий предоставляет слово для приветствия
(вне программы) представителям органов власти **.
3.7. По выполнении программы (или истечении отпущенного времени) ведущий
прекращает выступления, организует ознакомление с проектом итогового
документа, подготовленного Оргкомитетом, а также иных проектов и проводит
по ним голосование.
3.8. Решение принимается простым большинством голосов присутствующих.
Порядок голосования
Ведущий предлагает принять итоговый документ общественных слушаний
сначала "за основу", а потом решить вопрос об учете поправок.
Первым голосуется "за основу" подготовленный Оргкомитетом
проект. В случае поступления других предложений, они голосуются позже,
если не прошел первоначальный проект. При необходимости проводится
несколько туров голосования. Порядок голосования и счетчиков назначает
ведущий, он же объявляет итоги голосования.
Если какой-то проект принят "за основу" и имеются поправки,
то предлагается создать редакционную комиссию слушаний наполовину
из представителей Оргкомитета наполовину из авторов поправок (с полномочиями
учета уточняющих и дополняющих поправок и принятия документа "в
целом"). При принятии этого предложения голосованием, ведущий
закрывает слушания. Если ни данное, ни иные предложения не проходят,
то итоговый документ считается одобренным лишь "за основу"
и слушания закрываются без принятия итогового документа в целом. Если
и "за основу" не удалось ничего принять, то слушания закрываются
совсем без итогового документа.
1.10. При закрытии общественных слушаний ведущий кратко напоминает
их тему и название, учредителей,
Оргкомитет и его партнеров по организации слушаний, состав участников,
а также произносит необходимые благодарности участникам и всем оказавшим
помощь, провозглашает слушания закрытыми, прощается и просит освободить
помещение.
1.11. В случае ведения стенограммы и решения Оргкомитета о процедуре
ее сверки выступавшими, ведущий напоминает, каким образом, где и когда
выступавшие могут ознакомиться со своей стенограммой и внести исправления.
4. Итоги общественных слушаний
1.1. Итоговый документ общественных слушаний имеет рекомендательный
характер и может быть адресован органам власти территории или ее части,
вышестоящим органам власти, а также организациям, предприятиям и учреждениям,
гражданам и их объединениям.
Итоговый документ
" Итоговый документ может указывать на проблему, предлагать путь
ее решения или готовый проект решения (возможно, альтернативный рассматриваемому),
призывать поддержать или отвергнуть готовящиеся решения, отменить
ранее принятые. Возможен вариант включения в итоговый документ всех
различных (в т.ч. и альтернативных) мнений и предложений по обсуждаемой
проблеме, выявленных слушаниями.
" Органы власти получают в результате общественных слушаний:
" дополнительную информацию о фактах и мнениях по обсуждаемой
проблеме;
" результаты независимого анализа проблемы и путей ее решения;
" новые предложения по решению проблемы (возможно, альтернативные
известным);
" оценку актуальности проблемы для общественности и информацию
о группах ее заинтересованных представителей.
" Общественность, кроме этого получит:
" возможность узнать и сопоставить различные (возможно, альтернативные)
точки зрения на проблему и пути ее решения (возможно, понять позицию
и органов власти);
" возможность повлиять на формирование общественного мнения;
" возможность повлиять на решения и действия властей
4.2. При создании редакционной комиссии, ею в течении 3 дней либо
принимается текст итогового документа слушаний в целом, либо она ликвидируется,
и итоговый документ используется в том виде, какой принят на слушаниях.
4.3. В случае ведения стенограммы и решения Оргкомитета о процедуре
ее сверки выступавшими, им предоставляется возможность ознакомиться
со стенограммой своего выступления и внести исправления.
Процедура сверки стенограммы
Стенограмма расшифровывается и распечатывается не позднее 3 дней после
слушаний. Сверка стенограммы выступавшими производится в течение 3
дней после слушаний. Решение об исправлении в стенограмме принимает
ответственный, назначенные Оргкомитетом, на основании письменной просьбы
выступавшего, исправленного текста и записей, сделанных на слушаниях.
В случае несогласия с просьбой, он дает письменный мотивированный
отказ в течении суток.
4.4. По окончании слушаний подготавливается, утверждается Оргкомитетом
и распространяется сообщение для прессы по итогам проведения слушаний
(включая информацию по итоговому документу), а также соответствующие
сообщения для:
" учредителей;
" партнеров;
" участников и всех, приглашавшихся на слушания;
" органов власти;
" СМИ.
4.5. Итоговые материалы (включая стенограмму и приложенные материалы)
размещаются в общедоступных местных библиотеках и, по возможности,
в Internet.
4.6. Оргкомитет в течение недели рассылает или предоставляет учредителям,
партнерам, участникам, органам власти, СМИ, библиотекам за рассылку
в течении недели (а позднее перед заинтересованными гражданами и организациями
за предоставление через посредство библиотек) следующих материалов
слушаний:
- анонсирующее сообщение для прессы;
- сведения об учредителях, Оргкомитете и его партнерах;
- программа и временной регламент;
- список участников, в т.ч. представителей органов власти и СМИ;
- итоговый документ (или проект, если не принят "в целом");
- приложенные выступавшими материалы (если прилагали);
- сообщение для прессы по итогам проведения слушаний;
- стенограмму (если велась).
Оргкомитет после общественных слушаний
Оргкомитет общественных слушаний может быть распущен учредителями
поле завершения кампании информирования (прямого и через СМИ) общественности
и органов власти об итогах слушаний, выявленных на них фактах, мнениях,
предложениях. В случае согласования учредителями заинтересованности
в дальнейших совместных действиях по организации общественных слушаний
и иных форм общественного участия, оргкомитет может стать рабочим
органом устойчивой общественной коалиции и организовывать подобные
мероприятия регулярно и планомерно.
5. Заключительные положения
5.1. Положение об общественных слушаниях принимается учредителями
Оргкомитета при его создании или, по их поручению, Оргкомитетом.
5.2. Положение может корректироваться путем голосования на заседании
Оргкомитета при поддержке корректировок 2/3 членов Оргкомитета.
Корректировки Положения и отношения с партнерами.
Корректировки не должны нарушить отношения с партнерами Оргкомитета.
5.3. Оргкомитет, его учредители и партнеры, участники общественных
слушаний и заинтересованные лица и организации применяют все законные
меры для учета итогов общественных слушаний в деятельности органов
власти, в т.ч. путем информирования о них, разъяснения их содержания
и оснований для их формирования (включая уровень влияния заинтересованных
групп, проведенной аналитической работы и квалификации экспертов).
Основания для учета итогов общественных слушаний в деятельности органов
власти:
вовлечение их представителей в подготовку и проведение слушаний в
качестве партнеров;
обеспечение присутствия на слушаниях и информирования об их итогах
представителей органов власти, в компетенцию которых входит решение
обсуждаемых проблем.
обсуждение проблем в период ранней стадии их рассмотрения органами
власти;
привлечение квалифицированных экспертов;
концентрация на сопоставлении в первую очередь проверенных фактов;
обеспечение представительства на слушаниях и информирования об их
итогах всем заинтересованным в их теме общественным группам;
влиятельность общественных групп поддерживающих итоги слушаний;
отражение итогов слушаний в СМИ и их влияние на общественное мнение;
вынесение на обсуждение альтернативных мнений и проектов;
обеспечение независимого анализа проблем;
*- проведение слушаний в помещении, обладающем высоким статусом (например,
в помещениях областного Законодательного Собрания);
** - присутствие (участие в работе или, хотя бы, приветствие) представителей
властей с высоким статусом.